Авторизация

E-mail:
Пароль:
Проект «Закон Божий»

Молитва undefined (часовня)
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Православная библиотека
Каталог православных сайтов
Православный интернет магазин Русский Паломник. Православные книги, фильмы, аудиокниги, песнопения
Православные выставки ярмарки
Официальный сайт Нарвской и Причудской епархии / Narvaeparhia.ee
Православные праздники

баннер Подберезье

и это Подберезье
облачение священника, церковные облачения
 

Официальный сайт Нарвской и Причудской епархии / Narvaeparhia.ee
Официальный сайт Нарвской и Причудской епархии / Narvaeparhia.ee

17 октября 2012 года обретение Мощей Святителя Гурия Архиепископа Казанского и Варсонофия Епископа Тверского, собор Казанских Святых.

Память обретения мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского.

Ныне Святая Церковь празднует обретение мощей иже во святых отец наших Гурия и Варсонофия.

Святитель Гурий (в миру Григорий), первый архиепископ Казанский, родился в семье бедных дворян Руготиных в городке Радонеже. В доме отца он получил благочестивое воспитание. Григорий был умен, кроток и уступчив, честен, любил ходить в храм, молиться и поститься, всегда подавал милостыню нищим. Родители его были небогаты, поэтому ему с юных лет пришлось служить у князя Ивана Пенькова.

Князь так был так им доволен, что поручил ему управление всем домом. Но эта доверенность продолжалась недолго. Прочие служители князя из зависти к Григорию возвели на него клевету, что он находится в преступной связи с княгинею. Раздраженный ложным наговором князь приказал посадить Григория в темницу, нарочно устроенную в глубоко вырытой яме. Там томился невинный страдалец два года, ибо по прошествии двух лет дверь узника свободно отворилась.

Признавая спасение свое за Промысл Божий, он отрекся мира и направил путь свой в обитель преподобного Иосифа Волоколамского, славившуюся строгой иноческой жизнью. Он был принят в число братии и пострижен в иноки с именем Гурий. В 1542 г. святитель Гурий был избран игуменом обители и пробыл им девять лет. Потом был переведен в Селижаров монастырь, в Тверской епархии. На Казанскую кафедру он был избран по жребию в 1555. Поддерживаемый святым Варсонофием (+ 1576, память 11/24 апреля), святитель Гурий много содействовал миссионерской деятельности. За восемь лет его святительства было устроено четыре монастыря, выстроен Благовещенский кафедральный собор и более десяти городских церквей.

В 1561 году святитель тяжело заболел. По праздникам его приносили в церковь, и он здесь сидел или лежал, не имея сил ни ходить, ни стоять. Незадолго до смерти (+ 5/18 декабря 1563 года) принял от святого Варсонофия великую схиму и был погребен в Спасо-Преображенском монастыре.

Святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский (в миру Иоанн), родился около 1495 года в городе Серпухове в семье священника Василия. Отличаясь трудолюбием и понятливостью, отрок легко овладел грамотой, освоил чтение Псалтири и церковное пение настолько, что мог не только сам читать и петь, но и помогать другим.

В 1512 г. татары, под предводительством сыновей Менглигирея, напали на Серпухов и Варсонофий семнадцатилетним юношей был взят в плен. Здесь, в суровых испытаниях, ему пришлось много терпеть, но, уповая на Господа, будущий святитель жил как послушник в монастыре, навыкая послушанию, незлобию и терпению. Мало спал и ел, отличался усердием и кротостью, трудился без прекословия и потому расположил к себе ожесточенные сердца иноверцев.

Постепенно он овладел разговорным татарским языком до такой степени, что по прошествии двух лет мог не только хорошо говорить, но и писать по-татарски. Плен продолжался три года. С большим трудом собрав необходимую сумму, священник Василий выкупил своего сына оттуда. Блаженный Иоанн возвратился домой. Согласно неколебимому решению, созревшему в душе юноши еще в плену, он поехал в Москву, где в Спасском Андрониковом монастыре принял иноческое пострижение, дав Богу обеты девства, послушания и нестяжания. Новопостриженного инока нарекли Варсонофием. Строгой и богоугодной жизнью инок Варсонофий преуспевал в подвигах добродетели и молитвы.

Отсюда в 1544 г. за строгую и богоугодную жизнь Варсонофий, по благословению митрополита Московского Макария, был поставлен во игумена Никольского Песношскаго монастыря. А затем, по желанию царя Иоанна Грозного, как опытный руководитель в иноческой жизни и знакомый с татарским языком, Варсонофий, в сане Архимандрита, вместе со св. Гурием, первым архиепископом Казанским, был отправлен в Казань для основания там обители и, при пособии царя, устроил там Спасо-Преображенский монастырь.

В Казани св. Варсонофий, благодаря знанию татарского языка, ревностно занимался обращением татар в христианскую веру, а искусство исцелять телесные недуги сделало его имя известным по всему Казанскому краю. В 1567 году святитель Филипп, митрополит Московский, вызвал святого Варсонофия в Москву и возвел его в сан епископа Тверского.

И в том же году Варсонофий освятил Вознесенский храм в Оршине монастыре. При его святительстве в Твери, святитель Филипп, уже томившийся в заключении в Отрочь монастыре, был лишен жизни Малютой Скуратовым. Святителю Варсонофию не дали знать о кончине и тело св. Филиппа погребено в присутствии Малюты. Удрученный старостью и телесными недугами св. Варсонофий не ранее 1570 (или 1571 г.), согласно прошению, уволен был от управления епархией и отошел на покой в основанный им в Казани Спасский монастырь, где и скончался 11/24 апреля 1576 г.

Обретение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверского произошло в Казани, в 1595 г. При строительстве новой каменной церкви в честь Преображения Господня в Спасо-Преображенском монастыре, у алтарной стены прежнего деревянного храма были выкопаны гробы с телами святителей. Необычность вида нетленных гробов исполнила святителя Ермогена (память 17 февраля/2 марта) благоговейным дерзновением открыть гробы при большом стечении народа. Как все увидели, тление лишь немного затронуло святителей. Многие больные исцелились, помазавшись святым миром, истекавшим от мощей святителя Гурия.

20 июня 1630 года мощи святителя Гурия были перенесены из Спасо-Преображенского монастыря в Благовещенский кафедральный собор. Ныне они покоятся в кладбищенском храме во имя святых благоверных князей Феодора Муромского и чад его Давида и Константина, в городе Казани.

В Иконописном Подлиннике под 4 октября сказано: "Гурий подобием сед, брада, аки Василия Кесарийского, в шапке, в омофоре, в руках Евангелие, риза святительская. Варсонофий подобием надсед, брада, аки Гуриева, на конец раздвоилась, в шапке, риза святительская, омофор и Евангелие".

В соответствии с докладом архиепископа Чебоксарского и Чувашского Вениамина (Новицкого; + 14 октября 1976) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен благословил творить в первое воскресенье после 4 октября соборную память всем Казанским святителям.

источник http://www.packa.ru/zhurnal/?ID=428

СОБОР КАЗАНСКИХ СВЯТИТЕЛЕЙ

(память в первое воскресенье после 4/17 октября)

Последними словами Господа Иисуса Христа святым апостолам было повеление идти просвещать народы, «сидящия во тьме и сени смертней» (Пс. 106, 10). Укреп­ляемые благодатью Святого Духа последователи Спасителя взяли на себя Его благое иго и во все века смело шли в самые отдаленные уголки земли. Невзирая ни на какие трудности и опасности, они несли свет Истины, «просвещающий всякого человека» (Ин. 1, 9).

Русские православные пастыри, горевшие любовью ко Христу, видели, что Ка­зань и Казанский край имеют громадное значение в деле дальнейшего просвещения всех народов Востока (Сибири).

Перед взятием Казани русскими был построен город-плацдарм Свияжск, место основания которого указал явившийся преподобный Сергий Радонежский. По­сле учреждения Казанской епархии в татарскую столицу был назначен первый архипастырь — святитель Гурий, уроженец городи Радонежа — родины пре­по­добного Сергия.

Восемь дет святительских трудов — это постоянный подвиг проповеди сло­ва Божия неверным, строительство монастырей, храмов и собственная вни­мательная духовная жизнь. Подорванное в юности здоровье совсем покинуло святителя за два года до кончины. Перед смертью свт. Гурий принял вели­кую схиму от св. Варсонофия и мирно почил 5 декабря 1563 г. На Казанскую ка­федру вступил его достойный преемник — ревнитель Православия свт. Герман.

Святой Варсонофий (в миру Иоанн), когда ему было еще 17 лет, попал в плен. Он не тратил времени попусту, а изучал татарский язык и знакомился с му­сульманст­вом. В этом явно видна рука Промысла Божия, готовившего ве­ликого просветителя Казанского края. Св. Варсонофий уже в сане архиманд­рита прибыл в Казань вместе со свт. Гурием. Там он устроил Спасо-Преоб­раженский монастырь, зани­мался просвещением татар, исцелял телесные неду­ги новопросвещенных. В 1567 г. Московский митрополит свт. Филипп вызвал св. Варсонофия в Москву и руко­положил его во епископа Тверского. Через три года свт. Варсонофий был уволен на покой и переехал в Казанский Спасо-Преображенский монастырь, где скон­чался 11 апреля 1567 года и был погребен вместе со своим наставником.

Обретение мощей свтт. Гурия и Варсонофия произошло в 1595 г. при стро­итель­стве нового храма в Спасо-Преображенском монастыре, основанном св. Варсонофием. Тела святых Гурия и Варсонофия оказались нетленными. Мощи первого Казанского святителя Гурия источали благовонное и целебное миро. Во время открытия мощей свтт. Казанских обретены нетленные тела святых иноков Ионы и Нектария, отца и сына, учеников святителя Гурия.

Церковь прославляет Казанских чудотворцев как просветителей, молит­венников о новопросвещенных, вразумителей неверных, образов спасения, за­щит­ников от нахождения иноплеменных, умирителей междоусобной брани, наказателей кле­ветников, прогонителей лукавых духов и исцелителей немых, наставников мо­нахов. Особо память всех Казанских святителей совершается: Гурия — 5/18 декабря, Варсонофия — 11/24 апреля и Германа — 6/19 ноября.

источник http://www.saints.ru/s/17_sobor-Kazanskih-svyatitelei.html


Назад к списку