Авторизация

E-mail:
Пароль:
Проект «Закон Божий»

Молитва undefined (часовня)
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Православная библиотека
Каталог православных сайтов
Православный интернет магазин Русский Паломник. Православные книги, фильмы, аудиокниги, песнопения
Православные выставки ярмарки
Официальный сайт Нарвской и Причудской епархии / Narvaeparhia.ee
Православные праздники

баннер Подберезье

и это Подберезье
облачение священника, церковные облачения
 

Официальный сайт Нарвской и Причудской епархии / Narvaeparhia.ee
Официальный сайт Нарвской и Причудской епархии / Narvaeparhia.ee

5 ноября 2012 года Апостол Иаков брат Господень по плоти.

Апостол Иаков, брат Господень по плоти

 

Апостол Иаков, брат Господень по плоти, был сыном Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии. Он же известен под именем Иакова малого, или меньшего

Иаков называется братом Господним по плоти, как сын Обручника Богоматери, считавшегося отцом Христа. До нас дошло такое предание. Когда Иисус был отроком, Иосиф Обручник разделял землю свою между сыновьями, которых имел от первой жены, и при этом хотел и Христу уделить некоторую часть; но сыновья Иосифа воспротивились, и только Иаков взял Христа сонаследником своей части, после чего и стал известен под именем брата Господня. По преданию, Иаков сопровождал святое семейство в Египет, куда оно удалилось от преследований царя Ирода.

Апостол Иаков был назореем от рождения. Он вел жизнь очень строгую и неустанно пребывал в посте и молитве. На сон употреблял малое время и целые ночи проводил в молитвенном бдении, так что от частого коленопреклонения кожа у него на коленах огрубела и стала, как верблюжья. Иаков носил на теле жесткую власяницу, пил одну только воду, и то в малом количестве, никогда не употреблял вина, не ел ничего мясного, не вкушал даже масла и молока, а только один хлеб, не стриг волос, не умащался елеем и не мылся в бане. Чистоту своего девства он непорочно соблюл до самой кончины.

Когда Господь наш Иисус Христос выступил на общественную деятельность, проповедуя Евангелие Царствия Божия, - Иаков пошел вслед за Ним и сделался Его ревностным учеником и апостолом. В продолжение страстей Христовых Иаков скрывался в одной пещере, в долине Иосафатовой, дав обет не вкушать пищи до тех пор, пока Господь не воскреснет из мертвых. По воскресении Своем Господь удостоил Иакова особенным посещением (1 Кор. 15:7). Он явился ему, как повествуют, в той самой пещере, в которой апостол постился, с верою ожидая воскресения Христова. Поэтому впоследствии, в первые века христианства, пещера та была обращена в храм.

После вознесения Спасителя Петр, Иаков Зеведеев и Иоанн, хотя и предпочтенные от Господа, не стали спорить о чести, но избрали Иакова, брата Господня, прозваннаго за его добродетельную жизнь праведным, епископом и предстоятелем Иерусалимской церкви - матери христианских церквей. Было ему тогда 34 года. К этому служению он был избран и назначен Самим Господом во время Его земной жизни.

Каким глубоким уважением пользовался в первенствующей церкви Иаков, брат Господень - можно видеть из свидетельств Нового Завета. Апостол Павел, называя его вместе с апостолами Петром и Иоанном столпами церкви, между ними первым поставляет Иакова (Гал. 2:9). Брат его, апостол Иуда Иаковлев, соборное послание свое начинает наименованием себя рабом Иисуса Христа и братом Иакова (Иуд. 1:1), тем показывая особенную важность апостола Иакова в церкви апостольской.

На соборе апостольском, бывшем в Иерусалиме около 50 года по Рождестве Христовом для решения вопроса: должно ли обращающихся принуждать к обрезанию и соблюдению ветхозаветного закона обрядового - председательствовал Иаков, епископ Иерусалимский. Долгие споры и рассуждения, выступление апостола Петра и рассказ Павла и Варнавы об успехах их проповеди среди язычников Иаков заключил своей речью. «Мужи братия! - сказал он собранию. - Ведомы Богу от вечности все дела Его. Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу язычников, а написать им, чтоб они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе». Он привел ветхозаветные пророчества - «чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое...» (Деян. 15:13-20).

Это суждение всеми уважаемого праведного Иакова принято было собором единодушно и утверждено ощутительным изволением Святаго Духа. Тогда же апостол Павел, желая поверить чистоту своего учения, обратился к апостолам, которых он считал столпами церкви Христовой; он наедине предложил Петру, Иакову, брату Господню и Иоанну благовествование, проповедуемое им язычникам. Иаков вместе с Петром и Иоанном не нашел в нем ни излишества, ни недостатка, и признал великое достоинство учителя языков. С таким же глубоким уважением относился апостол Павел к Иакову и впоследствии. Когда перед первыми узами своими он прибыл в Иерусалим, то первым долгом счел отправиться к Иакову и рассказать предстоятелю старейшей церкви Иерусалимской, что сотворил Бог у язычников служением его (Деян. 21:18-19).

Но не только среди христиан апостольской церкви пользовался Иаков глубоким уважением. Его добродетельная, строго подвижническая жизнь везде стяжала ему славу святого человека; все, даже неверные иудеи, уважали его за святость и необыкновенную правоту. Его называли праведным, утверждением верующих, защитою и оплотом народа. Об уважении, какое приобрел апостол Иаков у нехристиан, можно судить по тому, что, например, иудейские начальники позволяли ему входить в ту часть храма Иерусалимского, которая называлась Святая Святых. Первосвященники иудейские входили туда только раз в год, а Иаков мог молиться там во все часы дня и ночи. Во храм входил он один; и его находили стоящим на коленях и молящимся об отпущении грехов народу.

Тридцать лет был апостол Иаков епископом Иерусалимской церкви. К нему постоянно собиралось множество народа, одни желая послушать его поучения, другие - хотя бы прикоснуться к краю одежды святителя. Приходили не только простолюдины, но и старейшины, и начальники иудейские. Церковь Христова чрез проповедь Иакова с каждым днем приобретала множество новых уверовавших. Наконец благовестие Евангелия Иаковом возбудило против него ожесточенную злобу фарисеев. Вместе с новым первосвященником Ананием, упорным врагом христиан, они задумали погубить праведного старца и надеялись гонением остановить ревность исповедников Христовых. Недовольные умножением христиан, они начали кричать и говорить, что скоро, пожалуй, и весь народ признает распятого Христа. Иакова предупреждали, чтобы он перестал благовествовать Спасителя - иначе его убьют.

Настал праздник Пасхи, и в Иерусалиме собралось множество народа. Римский правитель Иудеи Фест, при котором фарисеи боялись приступить к убийствам и жестоким гонениям христиан, в это время умер, а новый правитель еще не был назначен; фарисеи могли безнаказанно совершать свои злодейства. Они обратились к Иакову с такой просьбой: «Умоляем тебя, праведный, удержи народ, отврати его от Иисуса, Которым многие прельстились и в заблуждении признают Христа Сыном Божиим. Вразуми их в день Пасхи. Мы доверяем тебе, - льстиво добавляли фарисеи, - потому что сами вместе с народом признаем, что ты праведен и безпристрастен. Тебя все послушают, и мы со всеми. Встань на кровлю храма, чтобы сверху ты был виден».

И апостола Иакова, несмотря на его сопротивление, силою втащили на кровлю храма и с угрозами требовали, чтобы он оттуда говорил с народом, стоявшим на площади. Но вместо отречения от Христа - святитель всенародно исповедал Его Спасителем мира. «Для чего вы спрашиваете меня об Иисусе, Сыне человеческом? - громко воскликнул праведный старец. - Он волею пострадал, был распят, погребен, и на третий день воскрес из мертвых. Он сидит ныне одесную Бога, превыше всех сил бесплотных и опять придет на землю на облаках небесных судить живых и мертвых». Верующие, находившиеся в толпе народа, и многие из иудеев, готовые уверовать во Христа, услышав эти слова, воскликнули: «Слава Богу - осанна Сыну Давидову!»

Фарисеи и книжники смутились и говорили между собою: «Худо же мы сделали, доставив Иисусу такое свидетельство; взойдем и сбросим Иакова, чтобы другие, по крайней мере, из страха не поверили ему». С диким криком устремились они наверх, к Иакову, восклицая: «О, о, праведный прельстился!» Столкнув апостола с высокой кровли храма, начали бросать в него камнями. Старец упал на острые камни, весь расшибся, но не сразу испустил дух.

Собрав остатки сил, он, приподнявшись, стал на колени, поднял руки к небу и начал молиться за своих убийц: «Господи! отпусти им грех сей, ибо не ведают, что творят». Между тем озлобленные враги имени Христова метали в апостола камни. Тогда один из сынов Рихавовых, священник, воскликнул: «Перестаньте; что вы делаете? Праведный за нас молится». Не успел он договорить этих слов, как на апостола бросился из толпы один суконщик и ударил святителя белильным валиком по голове. Честная глава мученика Христова была совершенно рассечена этим страшным ударом - и праведный Иаков предал дух свой Богу. Он скончался примерно 66 лет от роду.

Святое тело его было погребено на месте мученической кончины; над могилою святителя, рядом с храмом, и доселе стоит памятник. Беспристрастные из иудеев, хотя и не веровавшие во Христа, мученическую смерть Иакова почитали причиною немедленно после того открывшейся осады и разрушения Иерусалима от римлян, как справедливый суд Божий за убиение праведника. До того все удивлялись Иакову и уважали его!

Святой апостол Иаков первый, по внушению Святаго Духа, написал Божественную литургию, которая и ныне совершается раз в год в Иерусалиме над гробом его, в день преставления праведного. Впоследствии святители Василий Великий и Иоанн Златоуст сократили литургию апостола Иакова, ради немощи человеческой, и в этом виде совершается она у нас до настоящего времени. Святой Иаков написал также первое из так называемых соборных посланий к христианам из иудеев, живущих в рассеянии, исполненное высокого евангельского духа.


Память святого апостола Иакова, брата Господня по плоти, совершается церковью 23 октября (5 ноября).

источник http://www.belmagi.ru/apostoly/iakov_brg.htm


Назад к списку