Авторизация

E-mail:
Пароль:
Проект «Закон Божий»

Молитва undefined (часовня)
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Православная библиотека
Каталог православных сайтов
Православный интернет магазин Русский Паломник. Православные книги, фильмы, аудиокниги, песнопения
Православные выставки ярмарки
Официальный сайт Нарвской и Причудской епархии / Narvaeparhia.ee
Православные праздники

баннер Подберезье

и это Подберезье
облачение священника, церковные облачения
 

Официальный сайт Нарвской и Причудской епархии / Narvaeparhia.ee
Официальный сайт Нарвской и Причудской епархии / Narvaeparhia.ee

30 января 2013 года Среда. Преподобного Антония Великого (356) и Антония Дымского ( 1224)

 

Прп. Антония Великого (356), прп. Антония Дымского (1224), прп. Антония Черноезерского (ХVI)

             Прп.Антоний, величайший подвижник, основатель пустынножительства и отец монашества, получивший наименование Великий, родился в Египте, в селении Кома, близ Фиваидской пустыни, в 251 г. Родители - благочестивые христиане знатного происхождения.
              Антоний был серьезным, сосредоточенным, любил посещать церковные службы и слушал Священное Писание так внимательно, что запоминал его на всю жизнь, руководствовался заповедями Господними.
              В 20 лет лишился родителей, на его попечении осталась малолетняя сестра. На церковных службах юноша проникся благоговейным чувством к христианам, которые продавали имения, полагали к ногам апостолов. Он продал имение, раздал деньги нищим, оставил сестру в монастыре, покинул родительский дом и, поселившись недалеко от своего селения в бедной хижине, начал подвижническую жизнь. 
              Он зарабатывал на пропитание и на милостыню бедным. Иногда св. юноша посещал других подвижников в окрестностях, от каждого старался получить наставления. К одному из подвижников он обратился за руководством в духовной жизни.
              В этот период жизни прп. Антоний подвергся тяжким искушениям от диавола. Враг смущал молодого подвижника сомнениями в избранном пути, тоской по сестре, склонял Антония к плотскому греху, но преподобный хранил твердую веру, непрестанно творил молитву и усилил подвиги.
              Антоний молился, чтобы Господь указал путь спасения, ему было явлено видение. Подвижник увидел человека, который то совершал молитву, то трудился - это был ангел, которого Господь послал для вразумления. Преподобный установил строгий порядок жизни. Он принимал пищу раз в сутки, а иногда раз в два-три дня; ночи проводил в молитве, предаваясь краткому сну на третью или четвертую ночь после бдения. Диавол, пытаясь устрашить преподобного, являлся под видом чудовищ, но святой ограждал себя Животворящим Крестом.
               Наконец враг явился в виде страшного черного отрока, лицемерно признал себя побежденным, рассчитывая склонить его к тщеславию. Но преподобный отогнал врага молитвой. Для большего уединения святой поселился вдали от селения, в гробнице. В определенные дни друг приносил скудную пищу. 
                Бесы напали на подвижника, нанесли тяжкие побои. Господь не допустил смерти Антония. Друг святого, принесший пищу, увидел его замертво лежащим на земле и отнес в селение. Преподобный глубокой ночью пришел в себя и умолил друга отнести его обратно в гробницу. 
                Твердость св. Антония была сильнее ухищрений врага. В виде диких зверей бесы пытались принудить святого покинуть избранное место, но он отогнал их силой Креста. Господь подкрепил силы угодника: в разгар борьбы с темными силами преподобный увидел спускавшийся светлый луч и воскликнул: "Где был Ты, милосердный Иисусе?" Господь ответил: "Антоний! Я был здесь, но желал видеть твое мужество; теперь, после того, как ты выдержал борьбу, Я буду помогать тебе и прославлю тебя ".
                 После явления прп.Антоний исцелился от ран. Ему было 35 лет. Приобретя опыт в борьбе с диаволом, преподобный решил уйти в глубь Фиваидской пустыни и в уединении служить Господу трудом и молитвой. Он просил старца-подвижника удалиться с ним в пустыню, но старец, благословив преподобного на новый, до тех пор неизвестный вид подвига - отшельничество, по старческой немощи не решился сопутствоватьему. Прп. Антоний ушел в пустыню один. 
                 Диавол пытался остановить его, бросая драгоценности и золото, но святой, не обращая внимания, прошел мимо. Дойдя до горы, преподобный увидел какое-то заброшенное строение и поселился в нем, заложив камнями вход. Тот же верный друг приносил ему дважды в год хлеб, а вода была внутри ограды. В молчании принимал преподобный пищу. В уединении и непрестанной борьбе с бесами прп. Антоний прожил 20 лет и обрел спокойствие духа и мир в помыслах. 
                 Пришло время, Господь открыл людям великого подвижника. Преподобному предстояло наставить мирян и монахов, руководить иноками. Собравшиеся к ограде преподобного люди разобрали заграждавшие вход камни, проникли к св. Антонию и просили взять их под руководство. Вскоре гора, где подвизался св. Антоний, была окружена поясом монастырских обителей, преподобный с любовью наставлял насельников, уча духовной жизни тех, кто пришел спасаться. Он учил постоянству в принятом подвиге, стремлению угодить Господу, бескорыстному отношению к трудам, понесенным ранее. Он убеждал не страшиться бесовских нападений и прогонять врага силой Животворящего Креста Господня.
                В 311 году началось жестокое гонение на христиан имп. Максимианом. Желая пострадать со св. мучениками, прп.Антоний покинул пустыню и пришел в Александрию. Он открыто служил мученикам в заточении, присутствовал на суде, но мучители к нему даже не прикоснулись. Господу угодно было сохранить его на пользу христианам. 
                 По окончании гонения преподобный вернулся в пустыню и продолжал подвиги. Господь даровал Своему избраннику дар чудотворений: преподобный изгонял бесов и исцелял больных молитвой. Множество людей препятствовало уединению, и преподобный ушел во "внутреннюю пустыню", поселился на вершине горы. Братия из пустынных монастырей разыскали преподобного и умолили его изредка посещать их обители.
                 Еще раз прп. Антоний покинул пустыню и пришел к христианам в Александрию, чтобы защитить веру от ересей манихеев и ариан. Зная, что имя прп. Антония почитается всей Церковью, ариане возвели на него клевету - якобы он придерживается их учения. Прибыв в Александрию, прп. Антоний всенародно, в присутствии епископа, проклял арианство. Во время недолгого пребывания в Александрии обратил ко Христу множество язычников. 
                 Равноап. царь Константин Великий и его сыновья глубоко почитали прп. Антония и просили посетить их в столице, но преподобный не пожелал оставить братьев-пустынников. В ответном послании он убеждал императоров не гордиться высоким положением и помнить, что есть Судия - Господь Бог.
85 лет жизни провел прп. Антоний в пустынном уединении. Незадолго до смерти он поведал братии, что вскоре будет взят от них. Еще раз поучал он их в чистоте хранить православную веру, избегать общения с еретиками, не ослабевать в иноческих подвигах. Преподобный завещал двум ученикам при нем последние 15 лет, похоронить в пустыне и не устраивать торжественного погребения его останков в Александрии. Из двух мантий одну преподобный завещал свт.Афанасию Александрийскому, другую – свт. Серапиону Тмунтскому.       Прп. Антоний мирно скончался в 356 году, в возрасте 105 лет, и погребен учениками в пустыне в сокровенном месте.
                 Жизнь Антония Великого подробно описана отцом Церкви свт. Афанасием Александрийским. Это творение свт. Афанасия считается одним из лучших его писаний; свт. Иоанн Златоуст говорит, что это житие нужно читать всем христианам. 
                Из творений прп. Антония до нас дошли: 1) Речи его, числом 20, трактующие о христианских добродетелях, особенно монашеских, 2) Семь посланий к монастырям - о стремлении к нравственному совершенству и духовной борьбе и 3) Правила жизни и увещания к монахам.
                В 544 г. мощи прп. Антония Великого перенесены из пустыни в Александрию, а затем, по завоевании Египта сарацинами в VII веке, в Константинополь. Из Константинополя в Х - XI вв. св. мощи перенесены в епархиальный округ Вьенский, а в XV веке - в Арис (Франция), в храм св. Иулиана.
Тропарь преподобного Антония Великого
глас 4
Ревнителя Илию нравы подражая,/ Крестителю правыми стезями последуя,/ отче Антоние,/ пустыни был еси житель/ и вселенную утвердил еси молитвами твоими./ Темже моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак преподобного Антония Великого
глас 2
Житейския молвы отринув,/ безмолвно житие скончал еси,/ Крестителя подражаяй всяким образом, преподобнейший,/ с ним убо тя почитаем,// отцев начальниче, Антоние.

                Прп. Антоний Дымский родился в Новгороде около 1157 года. Услышав однажды в церкви слова Христовы "Аще кто хощет по Мне итти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет" (Мф. 16, 24), он решился оставить мир и принял монашеский постриг от святого Варлаама Хутынского в его обители.
                Умирая, прп. Варлаам поставил св. Антония настоятелем вместо себя, по кончине прп. Ваpлаама в 1192 году стал игуменом. Но Антоний, избегая славы, удалился из обители и поселился на берегу Дымного озера, в окрестностях города Тихвина. Здесь преподобный обрек себя на тяжелые подвиги. Для большего изнурения плоти он постоянно носил на голове железную шляпу. Постепенно вокруг него собралась братия. С общего согласия и испросивши благословения архиеп.Hовгоpодского Исайи они поставили церковь во имя Антония Великого с приделом Покрова Богоматери.
               Здесь он основал монастырь и подвизался в нем до конца жизни. По преданию, прп. Антоний совершил путешествие в Константинополь и по святым местам. 
               Скончался прп. Антоний в 24 июня 1224 г. Он был погребен в созданной им церкви. В 1330 году его мощи обретены были нетленными, в 1409 году по случаю нашествия татар рака с мощами была опущена в землю. Св.мощи были прославлены многими чудесами.
              Память прп. Антония чтится 17 января, вероятно, в день обретения мощей.
Тропарь преподобного Антония Дымского
глас 4
Добродетелей ревнителю, / пустынный житель, / подвижник веры Христа Бога нашего, / пощением и труды умертвивый плотская вожделения, / тезоимените великому Антонию, / егоже житию поревновал еси / и во егоже имя Божественный храм воздвигл еси, / купно с ним, преподобне Антоние, моли Спасителя всех, / да и нас сотворит победители плотских похотей / и храмы Духа Святаго, / по велицей Его милости.
Кондак преподобного Антония Дымского
глас 6
Сверстник и подражатель преподобному Варлааму,/ послушание к нему истинное стяжав,/ достоин явился ему преемник,/ упасши до времене стадо его,/ добродетелем же его поревновав,/ в туюжде меру возраста достигл еси,/ безмолвие пустынное возлюбив,/ и угоден Господеви показался еси,/ первоначальный быв пустыни при езере Дымском,/ тем ти вопием:/ с преподобным Варлаамом, отче Антоние, моли о нас Бога,/ да даст нам такожде угодити Ему, якоже и ты,/ образе послушания и безмолвия тихий рачителю.

               Прп. Антоний Черноезерский основал Богородицкий монастырь на Черном озере в Новгородских владениях, неподалеку от города Череповца.
               Монастырь был расположен на острове у Щирского погоста. Два раза монастырь претерпел полное разорение: в 1581 году - от литовцев и в 1682 году - от шведов.
               В 1764 году обитель была упразднена


Назад к списку