Авторизация

E-mail:
Пароль:
Проект «Закон Божий»

Молитва undefined (часовня)
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Православная библиотека
Каталог православных сайтов
Православный интернет магазин Русский Паломник. Православные книги, фильмы, аудиокниги, песнопения
Православные выставки ярмарки
Официальный сайт Нарвской и Причудской епархии / Narvaeparhia.ee
Православные праздники

баннер Подберезье

и это Подберезье
облачение священника, церковные облачения
 

Официальный сайт Нарвской и Причудской епархии / Narvaeparhia.ee
Официальный сайт Нарвской и Причудской епархии / Narvaeparhia.ee

Отступление в последние дни мира. Духовная слепота людей

«Да не обольстит вас никто никак: доколе не придет прежде отступление» — пишет апостол Павел к солунянам.  «О каком это «отступлении» говорит святой апостол, предостерегая в лице солунян всех верующих? Все древние толковники полагают, что «отступление» употреблено здесь вместо «отступник» и означает самого антихриста. Такого мнения держался святой Златоуст, Феодорит и многие другие, а Экумений прибавляет только в виде догадки: «или отступлением называет он удаление от Бога, самое дело, а не лицо.

Инославные западные толкователи разумеют не лицо, а особое явление в жизни человечества, но не всякий одно и то же. Ближе, конечно, к истине те, которые, подобно Экумению, разумеют отступление от Бога, от веры и истины, о котором поминается и в других местах Писания. Так как слово это не пояснено здесь каким-нибудь прибавочным термином, то смысл его следует определять течением речи. Следующие за ними слова: человек беззакония, превозносящийся выше всего, называемого Богом дают разуметь, что и отступление будет в том же роде, совершится то есть в области религиозно-нравственной.

 Следовательно, видеть в этом отступлении что-либо политическое — значит уклоняться от того, что хотел сказать святой Павел. Отпадение папы со своими последователями от истинной Церкви, а потом еще более глубокое отпадение Лютера и Кальвина от истины, чрез отпадение от папской отпадшей церкви, хотя совершилось в области религиозной, но поелику у апостола с отступлением тесно связано явление антихриста, а его нет, то под ним не следует разуметь и этих событий.

Апостол, очевидно, говорит о том отступлении, которое совершится в последние дни, пред  Вторым Пришествием Господа. Об этом поминает он и в других посланиях. В первом послании к Тимофею он пишет:

Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским (1 Тим. 4, 1). Святой Иуда свидетельствует, что все апостолы говорили об этом одинаково.

Помните предсказанное апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя (от единства веры). Сам Господь предрекал, что при конце мира многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Матф. 24, 11-12), так что, когда придет Сын Человеческий, найдет ли веру на земле? (Лк. 18, 8).

По этим удостоверениям рисуется пред нами очень неутешительная картина нравственно-религиозного состояния людей в последнее время. Евангелие будет всем известно, но одна часть пребудет в неверии ему, другая, наибольшая, будет еретичествовать, следуя не богопреданному учению, а строя себе свою веру своим измыш­лением, хоть и на основании слов Писания. Этим самоизмышленным верам и конца не будет. Начало им положил папа, продолжили его дело Лютер с Кальвином, положенное же сими последними в основу свое личное постижение веры из одного Писания дало сильный толчок измышлениям вер.

 Их и теперь уже много, а будет еще больше. Что ни царство, то свое исповедание, а там — что ни область, а далее — что ни город, а под конец, может быть, что ни голова, то свое исповедание. Где сами себе строят веру, а не принимают богопреданную, там иначе и быть нельзя. И все такие будут присваивать себе имя христиан. Будет часть и содержащих истинную веру, как она предана святыми апостолами и хранится в Церкви Православной, но и из этих немалая часть будет только по име­ни православными, в сердце же не будут иметь того строя, какой требуется верою, ибо возлюбят нынешний век.

 Вот какая широкая ожидается область отступления! Имя христианское хоть и будет слышаться повсюду и повсюду будут вид­ны храмы и чины церковные, но все это только видимость, внутри же полное отступление. На этой-то почве народится антихрист и вырастет в том же духе видимости, без существа дела. Потом, отдавшись сатане, он явно отступит от веры и, вооруженный его обольстительными кознями, всех, несодержащих христианство во истине, увлечет к явному отступлению от Христа Господа, заставив себя самого почитать за Бога. Не увлекутся избранные, но он будет иметь покушение прельстить и их, если возможно, а чтоб этого не случилось, то прекратятся те дни злые. Явится Господь и упразднит антихриста и все дело его явлением пришествия Своего.

Вот какое, надобно полагать, отступление разумеет апостол! Оно точно есть дело, факт, а не лицо, но такое, которое состоит в тесной связи с лицом, с человеком беззакония и сыном погибели. Это будет отступление, в которое увлечет главный отступник — антихрист. Отступление людей в ложные веры и в нехристианские настроения сердца подготовит почву для вырождения антихриста и арену для его действования. Но не это отступление тут разумеется, а то, которое произведет антихрист.

Он, явясь и усилясь, завершит отступление внутреннее тем видимым отступлением. Это будет громкое отступление, единое, вполне достойное такого имени, почему и стоит у апостола с определенным членом. Поэтому, может быть, Оно не пояснено у него и другим каким прибавочным словом, — как потом Юлиана именовали отступником, не поясняя, отчего. Таким образом, в словах апостола: «доколе не придет прежде отступление и явится человек беззакония» обозначаются не два периода, а одно последнее время, в которое совершится то и другое».

«Самое главное бедствие эпохи перед всемирным воцарением антихриста будет заключаться в исключительной духовной слепоте людей. Духовный разум, т. е. тот разум, который только и может ясно видеть свет Истины, ста­нет крайне редким явлением. Человечество, руководствующееся разумом, не только не узнает антихриста, не увидит в нем коварного врага, но, напротив, признает его своим благодетелем. «Многие будут веровать в него, — сказал один блаженный инок, — и станут славить его, как Бога крепкого. Имущие же Бога всегда в себе... увидят истину чистой верой и познают его.

Всем бо имущим боговедение Божие и разум тогда разумно будет пришествие мучителя. Имущим же присно ум в вещах жития сего и любящим земная непонятно сие будет: привязану бо суть в вещах житейских. Аще и услышат слово (пре­дупреждения об антихристе), то не имут веры, но паче омерзит им глаголяй сия». Постоянным предостережением для нас является слово Христово: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчились объядением, и пьянством, и заботами житейскими и чтобы день тот не постиг вас внезапно (Лк, 21, 34). Ибо чрезмерное погружение в заботы материальной жизни способствуют развитию плотского разума, который будет всегда в противоборстве с учением и Откровением Божественным.

Для стяжания духовного разума нужно прежде всего послушание разуму Вселенской Православной Церкви. Нужно всякое свое рассуждение проверять словом Божиим и святоотеческим учением. «Нужно, крайне нужно внимание к слову Божию, оправдываемому самими событиями враждебного ему времени и настроения, да не когда отпадем», — учит святитель Игнатий Брянчанинов. «Не переставай, — говорит прп. Ефрем Сирин, — испытывать Божественное Писание, не переставай вопрошать Матерь свою — Церковь: когда придет желанный Жених, спра­шивай и разведывай о знамении Его пришествия, потому что Судия не укоснит.

 Не переставай спрашивать, пока в точности не узнаешь, не переставай прибегать к помощи знающих о сем в точности». Все святые отцы рекомендуют нам постоянное руководство Священным Писанием. При этом полезен и совет ближних, которые сами руководствуются словом Божиим и творениями святых отцов. Такое руководство разумом Церкви предохранит верующих от широко распространенных ложных учений и взглядов. Отсутствие же этого руководства и привычка всегда следовать за общественным мнением неизбежно приведет на ложный путь. Кроме того, если бы даже человек и решился пойти против установившихся общественных взглядов, против общепринятого пути, то он непременно подвергся бы следующему искушению: он обязательно услышит: «Неужели ты один прав, а все или большая часть людей ошибаются?»

Только для тех, кто будет руководствоваться Священным Писанием, такое рассуждение не будет иметь никакой цены. «Писание ему скажет, что не большинство, а только немногие шествуют по узкому пути, в последние же дни мира путь этот до крайности оскудеет» (Святитель Игнатий Брянчанинов). Священное Писание внушит ему и мужество; его не смутит тот факт, что количество истинно верующих окажется малым островком среди безграничного океана лжи и нечестия. Он будет помнить завет Христов: не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк.  12, 32).

Другое бедствие эпохи антихриста будет заключаться в том, что тогда уже станет невозможным никакое организованное сопротивление его власти. Тогда «не покусись остановить его немощной рукой своей. Устранись, охранись от него сам; и этого с тебя достаточно» (Святитель Игнатий Брянчанинов). «Будь доволен тем, — говорит старец Исайя, — что предоставлено спасаться людям, желающим спастись».

Поэтому нужно бороться с надвигающимся царством тьмы теперь, когда возможность борьбы еще не отнята от нас. Всякое же уклонение от борьбы теперь, всякий хотя бы самый незначительный компромисс со злом во имя сосуще­ствования с ним, допущенный сегодня, только еще более увеличит борьбу с ним завтра. Нужно делать дела... доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать (Ин. 9, 4)».

«Причина отвержения Богочеловека человеками заключается в человеках, как в них же заключается и причина принятия антихриста. Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его при­мете. Они названы вместе и отвергающими Христа и принимающими антихриста, хотя об антихристе упоминается, как о имеющем придти. Отвергая Христа по настроению своего духа, они вместе с тем принимали антихриста по тому же настроению духа: они сопричислились к принявшим антихриста, хотя и окончили поприще земного странствования за многие столетия до пришествия его. Они совершили величайшее дело его: богоубийство.

 Для времени явления его, для него самого не оставлено подобного злодеяния. Как дух их находился во враждебном отношении ко Христу, так находился он в состоянии общения с антихристом, отделяясь от него огромным пространством времени, достигающим ныне конца второму тысячелетию. Всякий дух, — говорит Иоанн Богослов, — который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. Водящиеся духом антихриста, отвергают Христа, приняли антихриста духом своим, вступили в общение с ним, подчинились и поклонились ему в духе, признав его своим богом. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду. 

В попущении Своем Бог правосуден. Попущение будет удовлетворением, вместе обличением и судом для человеческого духа. Придет антихрист в свое, предопределенное ему время. Пришествие его предварится общим отступлением в большинстве человеков от христианской веры. Отступлением от Христа человечество приготовится к принятию антихриста, примет его в духе своем. В самом настроении человеческого духа возникнет требование, приглашение антихриста, сочувствие ему, как в состоянии сильного недуга возникает жажда к убийственному напитку. Произносится приглашение! раздается призывный голос в обществе человеческом, выражающем настоятельную потребность в гении из гениев, который бы возвел вещественное развитие и преуспеяние на высшую степень, водворил на земле то благоденствие, при котором рай и небо делаются для человека излишними. Антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления человеков».

«Ночь есть то надвигающееся на нас сатанинское царство духовной тьмы, которое готовится охватить все человечество. Тогда жизнь верующих будет настолько тяжкой, что они, даже несмотря на свою греховность, даже забывая страх грядущего Суда, будут восклицать: «Ей, гряди. Господи Иисусе!» (Откр. 22, 20)».


  


Назад к списку