Авторизация

E-mail:
Пароль:
Проект «Закон Божий»

Молитва undefined (часовня)
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Православная библиотека
Каталог православных сайтов
Православный интернет магазин Русский Паломник. Православные книги, фильмы, аудиокниги, песнопения
Православные выставки ярмарки
Официальный сайт Нарвской и Причудской епархии / Narvaeparhia.ee
Православные праздники

баннер Подберезье

и это Подберезье
облачение священника, церковные облачения
 

Официальный сайт Нарвской и Причудской епархии / Narvaeparhia.ee
Официальный сайт Нарвской и Причудской епархии / Narvaeparhia.ee

О том, что не допускает открыться антихристу

В устных беседах с Солунянами апостол Павел подробно сообщил им те причины, по которым не появится антихрист прежде определенного времени, почему и в послании он кратко пишет: не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.

Событием, непосредственно предваряющим пришествие антихриста, будет взятие «от среды удерживающего теперь» (2 Фес. 2, 7). Эти слова требуют обращения к греческому тексту. В ст. 6  говорится: «ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время». Слову «что» в синодальном переводе соответствует греческое го ка1есои, что буквально значит «держащее или удерживающее», в среднем роде. Очевидно, здесь имеется в виду не человеческое лицо, а некая сила. В ст. 7 говорится: «не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий ». Здесь употреблен мужской род, что, скорее всего, указывает на лицо мужского рода. Однозначного толкования на эти слова Апостола нет, поэтому под «удерживающим» и «держащим» можно понимать и некоторую силу, политическую или религиозно-политическую, и некоего представителя этой силы.

Тайна беззакония уже в действии, т. е. то зло, нечестие, безбожие среди людей, которое обнаружится в открытой форме и страшном размере пред пришествием антихриста (всеобщее отступление), уже во время жизни апостола имело место, хотя в незначительной степени.

«Думаю, — говорит блаженный Феодорит, — что апостол означил сим (тайною беззакония) породившиеся ереси, потому что ими диавол доводит многих до отступления от истины. Наименовал же их тайною беззакония, потому что сеть беззакония в них сокрыта, сам же диавол явно ведет людей к богоотступничеству. Посему-то пришествие его апостол назвал открытием. Ибо то, что всегда приуготовлял втайне, провозгласит тогда открыто и ясно».

«Если возьмем во внимание тайну благочестия, — объясняет епископ Феофан (Говоров), — о которой говорит тот же апостол в другом месте, то по противоположности можем навесть, и в чем тайна беззакония. Тайна благочестия в воплощении Бога: Бог явился во плоти (1 Тим 3, 16), то что Иисус, глаголемый Христос, есть Бог Слово, принявший на Себя человеческое естество. Вера в это разрушает царство греха, сатанинское. Тайна беззакония, придуманная сатаною, будет ухищрением сатаны подорвать и извратить сию веру... Он во всяком веке новую выдумывал кознь на прельщение верующих и ослабление или извращение в них веры в Боговоплощение.

В настоящее время на западе — бездна христоборцев, и все они, как ни разны в частных воззрениях, сходятся в одном — в неверии в воплощение Бога Слова во Христе Иисусе. Это-то зло будет расти, и Сын человеческий пришедши едва ли обрящет веру на земле. Вот какая тайна тогда откроется и придет въявь! Тайна беззакония, конечно, предполагает нравственное развращение, и его преобладание в последнее время представляется в Апокалипсисе под видом жены любодейцы великой, у которой на лбу надпись: тайна. Но нравственная испорченность у христиан — снаружи, а внутри — неверие в Господа. Порчею нравственною они приводятся к неверию, когда же неверие во­зобладает сердцем, тогда разлив безнравственности уже не имеет пределов. Неверие есть движущая скрытная сила беззакония, тайна в нем кроющаяся».

«И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время» (2 Фес. 2, 6)

Что не допускает открыться ему в свое время? Блаженный Феодорит пишет в объяснение этих слов: «Божественный апостол, как думаю, говорит не о римском царстве и не о благодати Духа; напротив того, признаю истинным утверждаемое другими. Благоугодно Богу, чтобы антихрист явился во время скончания. Посему Божие определение не позволяет явиться ему ныне».

Апостол Петр также указывает на долготерпение Божие, как на причину, задерживающую наступление конечных событий, причем выразился ясно, и святой апостол Павел дает о ней одни намеки, как о предмете, хорошо известном читателям. Так как милосердие и долготерпение Божие тогда перестанут действовать среди людей, когда последние сами отвратятся от Бога, изымут из употребления имя Его и как бы удалят Его из своей среды, то в таком смысле о Господе можно сказать, что некогда Он от среды взят будет.

«Фразу «и ныне» одни трактуют так: знаете, что ныне, в настоящее время явиться антихристу мешает; а другие — так: теперь вы знаете, что удерживает его. За первое стоит то, что и в 7-м стихе говорится подобно этому: «держай ныне», и притом так, будто проще и ясней; за второе — строй речи в греческом тексте, по которому нельзя иначе перевести этого места, как «теперь знаете». То или другое примет кто сочетание, главная мысль текста остается одна и та же, ибо сила речи не в этом.

Наш славянский и русский перевод придерживается второго перевода: теперь знаете. Теперь, т. е. припомнив сказанное лично, и имея во внимании то, что написано перед этим, вы знаете. Тут будто у святого апостола своего рода умолчание. Дав Солунянам сообразить и только что прописанное и толкованное лично, он делает из того вывод: и вот вы теперь знаете, что его удерживает; а отсюда к главному предмету этой части послания легок переход: а что его удерживает, то служит причиной и того, что Господь отсрочивает Свое явление. Этим одним он разъяснял уже все их недоумение.

Удерживающее, «мешающее, препятствующее» (Экумений). «Что же такое это удерживающее явиться ему, или препятствующее?» (Златоуст). Вопрос не лишний. В этом изречении главная мысль апостола (вместе с другим: тайна беззакония уже в действии). Но, между тем, оно одно не дает определенного понятия, и открывает пространное поле догадкам. Для нас безопаснее всего придерживаться отеческих мнений. Приведем их и сделаем общий из них вывод. Св. Златоуст пишет: «Одни полагают, что под этим должно разуметь благодать Св. Духа, а другие — Римское государство». То же повторяют Феодорит, Экумений и Феофилакт, хотя некоторые из них предполагают и другие мнения. Так, Феодорит пишет: «Под удерживающим иные разумеют римское царство, а иные — благодать Духа, т. е. антихрист не придет, пока пребывает благодать Духа». И ниже: «Признаю истинным утверждае­мое другими. Благоугодно Богу, чтобы антихрист явился во время скончания (мира). Посему Божье определение не позволяет ему явиться ныне.

 Но полагаю, что изречение сие заключает в себе и другой еще смысл. Поелику Божественный апостол знал сказанное Господом, что Евангелие должно быть проповедано всем народам, и тогда кончина (Матф. 24, 14), но видел также, что преобладает еще служение идолам; то, следуя Владычнему учению сказал, что прежде сокрушится держава суеверия и повсюду воссияет спасительная проповедь, и тогда явится сопротивник истины». Фотий у Экумения: «Явится в свое время, т. е. когда настанет определенное ему и Богом попущенное, или соизволенное время». Севир у того же Экумения: «Удерживает и не допускает беззаконному явиться Дух Святой. Когда Сей, по причине умножения зла в людях, отстранится и отступит, тогда беззаконный тот возымеет свободу открыться и выступить на среду, — мешать будет некому».

Вывод из приведенных мнений всякий и сам легко сделает: когда Евангелие пройдет по всем народам, обитающим на земле, и выберет из них всех способных принять его, и ради того освятится и переродится благодатью Св. Духа, тогда не для чего будет более оставаться настоящему порядку вещей, придет кончина мира, или последние дни, в которые определил Господь снова придти сотворить суд над всеми живущими на земле, что одних ввести в царство славы Своей, а других предать горькой участи, ими изволенной. Этому пришествию Господа, по апостолу, будет предшествовать явление антихриста, в котором Бог попустит раскрыться злу во всей широте и силе, чтобы обнаружились и сами себя обличили те, которые суть его части.

Таким образом, после того или вместе с тем, как Божьих всех уже выдаст род человеческий и больше их ожидать нечего, и не Божий все выступят налицо, сбросив личину; тогда жатва будет готова. Пошлет Господь жателей — и затем конец всему. Как созревание жатвы имеет свой определенный срок, так и эти последние явления имеют свое Богом определенное время. И добро, и зло уже засеменено, развивается, растет. Созреет же и то, и другое в свое время. Раньше того определенного срока тому быть нельзя.

Теперь, как на вопрос, почему жатели не являются на поле, прямой ответ тот, что время еще не при­шло, жатва не готова; так и на вопрос: почему не видно тех чаемых мировых событий, прямой ответ: еще не пришло Богом определенное проявлению их время. Но сюда же принадлежит и явление антихриста. Следовательно, и он не является по той же причине. И вот что удерживает его. Божье определение, как сказали блаженный Феодорит и за ним блаженный Фотий, которое одно выдвигает события на сцену мира, или отодвигает их назад, не в угоду кому-либо, а по своему непостижимому для нас плану мироправления.

Некоторые из целей мироправления  Богу угодно было открыть нам в слове Своем. При менив их к нашему предмету, можем и в них видеть удерживающее антихриста. Мир стоит затем, чтобы вложенная Господом в род наш, — как квас в тесто, — сила спасения произвела свое дело. Сила спасения — Божественное Слово и благодать, приемлемые верой и проводимые в жизнь самоотверженной ревностью о Богоугождении. Ходит Слово Божье по земле, возбуждает усыпленных и приводит их к источникам благодати, — и они, переродившись, становятся деятелями своего спасения во славу Господа, всем спасение устроившего.

Этого рода явления повсюду, — и среди неверных, и среди заблудших, и среди правоверующих; ибо и званные не все избраны, как не все рыбы, попавши­еся в мрежу, годны к столу. Этим, рожденным свыше, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

Из них-то Господь и строит Свое царство духовное. Они — матери&т, приготовлямый на земле для неба Словом Божьим и благодатью, когда им предается свободное произволение. Когда эти силы выберут с земли весь пригодный материал и Царство Божье вполне созиждется, тогда спасение Господне совершит Свое дело и насто­ящему порядку вещей незачем будет оставаться. Мир стоит потому, что еще не все, пригодные в Царство Христово, вступили в него, или не столько еще их вступило, сколько нужно. Есть у Меня и другие овцы, — сказал Господь, — которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. Когда совершится это, тогда конец; тогда же и явление антихриста. Отсюда удерживающее его явление будет то, что еще не совершила вполне своего дела сила спасения, Господом вложенная в род наш. Ее продолжающееся действие удерживает его.

Перестанет она действовать, тогда и он выступит на среду. Разложив это общее на части, составляющие его, получим: мешает явиться антихристу то, что еще не всеми слышано и не всеми принято Евангелие, и что благодать Духа Святого еще пребывает, и еще имеет дело в роде человеческом. Из св. отцов и учителей Церкви, как мы видели, одни — одну, другие — другую сторону действующей во спасение нашей силы выставляли, удерживающей явление антихриста. Но это то же, как бы каждый из них указывал обе, ибо они неразлучны.

Наши толкователи удерживающей антихриста силой, между прочим, считали и Римское царство. В их время, когда Римское царство еще существовало, можно было на то указывать, основываясь на пророчестве Даниила. В наше время какой-нибудь вес можно давать подобной мысли разве только в таком случае, если под Римским царством понимать царскую власть вообще, — и это таким образом: царская власть, имея в своих руках способы удерживать движения народные и, держась сама христианских начал, не попустит народу уклониться от них, будет его сдерживать. Как антихрист главным делом своим будет иметь отвлечь всех от Христа, то и не явится, пока будет в силе царская власть. Она не даст ему развернуться, будет мешать ему действовать в своем духе.

 Вот это и есть удерживающее. Когда же царская власть падет, и народы всюду заведут самоуправство (республики, демократии), тогда антихристу действовать будет просторно. Сатане не трудно будет подготавливать голоса в пользу отречения от Христа, как это показал опыт во время французской революции. Некому будет сказать: уехо — властное. Смиренное же заявление веры и слушать не станут. Итак, когда заведутся всюду такие порядки, благоприятные раскрытию антихристовских стремлений, тогда и антихрист явится.

 До того же времени подождет, удержится. На такие мысли наводят слова святого Златоуста, который в свое время царскую власть представлял под видом Римского государства. «Когда, говорит, прекратится существование Римского государства (т. е. царской власти), тогда придет антихрист. По­тому что до тех пор, пока будут бояться этого государства (этой царской власти), никто скоро не подчинится антихристу; но после того, как оно будет разрушено (власть эта прекратится), водворится безначалие — и он устремится похитить всю и человеческую, и божескую власть».

Можно бы основательно возразить, что народ сам будет блюсти свою веру. Но, как уже говорилось, трудно допустить, чтобы вера с течением времени все более и более возрастала в силе. Светлые изображения христианства некоторых писателей в будущем приятно встречать, но нечем оправдать. Царство Христово благодатное точно расширяется, растет, полнеет; но не на земле видимо, а на небе невидимо, из лиц, там и здесь, в земных царствах, приготовляемых туда спасительной силой Христовой.

На земле же предуказывается господство неверия и зла. Оно видимо и расширяется: и когда уже очень возобладает, тогда дело будет стоять только за нача­лом. Подай только кто влиятельный пример, или голос сильный, и отступление от веры начнет совершаться. Этот толчок и дан будет антихристом. Отсюда можно положить, что удерживающее антихриста есть вместе и то, что нет еще должной подготовки в людях к принятию его; перевеса еще не взяли неверие и нечестие, много еще веры и добра в роде человеческом.

После всего сказанного сами собой понятны слова: «что не допускает открыться ему в свое время». «Открыться» не Господу и не отступлению, а человеку беззакония — антихристу. «В свое время» — не то, какое ему бы хотелось из­брать, а какое назначено ему Божественным Промыслом. Он явится не против воли Божьей. В Божьих планах мироправления стоит и он, и подготовка его, и последствия того.

Не потому, чтобы Бог хотел такого зла людям, а потому, что люди сами себя до того доведут. Этот момент отодвинул Бог до последней возможности, ожидая, не явится ли кто еще желающий к Нему обратиться и служить Ему. Когда уже некого будет такого ждать, примет Господь удерживающую руку, зло разольется, и антихрист явится. Дал Бог свободу и не хочет отнимать ее, только ок­ружает ее всегда такими указаниями, которым внимая, она может избирать доброе направление. Но не приневоливает, ждет, чтобы она сама избирала доброе. Если она избирает злое, сама виновата. Это, однако же, не нарушает Божьих благих намерений. Господь возьмет все свое, и не потерпит никакого ущерба по причине укло­нения многих. А они свое получат: возлюбили пагубу, и она придет на них».



   


Назад к списку