Авторизация

E-mail:
Пароль:
Проект «Закон Божий»

Молитва undefined (часовня)
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Православная библиотека
Каталог православных сайтов
Православный интернет магазин Русский Паломник. Православные книги, фильмы, аудиокниги, песнопения
Православные выставки ярмарки
Официальный сайт Нарвской и Причудской епархии / Narvaeparhia.ee
Православные праздники

баннер Подберезье

и это Подберезье
облачение священника, церковные облачения
 

Официальный сайт Нарвской и Причудской епархии / Narvaeparhia.ee
Официальный сайт Нарвской и Причудской епархии / Narvaeparhia.ee

Знамения Второго Пришествия Иисуса Христа

До сих пор мы говорили о знамениях, предваряющих и совокупных пришествию антихриста. В настоящей главе мы намерены кратко рассмотреть некоторые из множества знамений Второго Пришествия Иисуса Христа.

Они суть следующие: а) помрачение солнца и луны; б) падение звезд; в) движение сил небесных; г) обновление твари и очищение огнем, и д) воскресение мертвых.

«Перед Вторым Пришествием Христовым будут знамения в солнце и луне и звездах, море восшумит и возмятется (Лк. 21, 25). Как отличить эти знамения от знамений антихриста, потому что и он даст знамения в солнце, луне, звездах, воздухе? Первые знамения будут истинные, чем вполне отличаются от знамений антихриста, которые составятся из явлений, обманывающих чувства. Совершителями знамений антихриста будут антихрист и его апостолы; знамения в солнце, луне и звездах, знамения — вестники пришествия Христова, явятся сами собою, без всякого посредства.

Светила небесные выполнят свое назначение, с которым они, по повелению Творца, заблистали на небе. Уже они выполнили это назначение при рождестве Христовом чудною звездою; выполнили они его при распятии Богочеловека, когда солнце закрылось темным покровом мрака в самый полдень. Святый Евангелист Матфей говорит, что по миновании скорби, произведенной владычеством антихриста, немедленно наступит пришествие Христово, и начнется оно с того, что солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небес. Светила эти останутся на своих местах, замечает блаженный Феофилакт Болгарский, но они померкнут и представятся для взора человеческого исчезнувшими с тверди небесной по причине обилия небесного света, которым озарится мир, приуготовляемый для принятия Господа во славе Его.

Учение о чудесах и знамениях, представленное нами, мы дерзаем назвать учением святой, Православной Церкви, учением святых Отцов ее. Существенная потребность в точном, по возможности подробном изложении этого учения — очевидна. Истинные знамения были споспешниками истинного богопознания и подаваемого им спасения; знамения ложные были споспешниками заблуждения и истекающей из него погибели. В особенности действие знамений, которые совершит антихрист, будет обширно и могущественно, увлечет несчастное человечество к признанию Богом посланника сатаны. Назидательно, утешительно, душеспасительно благочестивое созерцание чудес, совершенных Господом нашим Иисусом Христом. Какая в них святая простота! Как по средством их делалось удобным познание Бога для всех человеков! Какая в них благость, какое смирение! Какая неопровержимая сила убеждения! Созерцание чудес Христовых возводит нас к Слову, которое — Бог».

Незадолго до страданий и смерти Иисуса Христа Апостолы спросили Его: Скажи нам, когда это будет и какой признак Твоего пришествия? (Матф. 24, 3). Он отвечал им: О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого.

Из приведенных слов Спасителя мы видим, что точного и определенного времени Второго Пришествия никто не знает и не может узнать. Это — тайна, сокрытая не только от людей, но и от Ангелов.

Помрачение светил небесных — солнца и луны

«О действительности сего знамения мы находим указания в следующих местах Священного Писания:

а)  у пророка Иоиля: и покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь, и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. Солнце и луна померкнут, и звезды потеряют блеск свой.

б)  у пророка Исайи: звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем,  и луна не сияет светом своим.

в)  у пророка Иезекииля: и когда ты угаснешь, закрою небеса, и звезды их помрачу, солнце закрою облаком, и луна не будет светить светом своим. Все светила, светящиеся на небе, помрачу над тобою, и на землю твою наведу тьму, говорит Господь Бог.

г)  у Евангелиста Матфея: и вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.

д)  у Иоанна Богослова: произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась, как кровь (Откр. 6, 12).

Если сравнить бытие мира с человеческой жизнью, то нельзя не заметить их большого сходства. Ибо как одним из верных признаков дряхлости и близкой смерти человека служит омрачение глаз или слепота, так и помрачение солнца и луны — этих мировых очей — ясно указывает на недалекую кончину престарелого мира; как при смерти владыки дома домашние его неутешно плачут, теряются, оставляют светлые одежды и заменяют их черными, так и при кончине мира вся тварь будет в сильном смятении, а светила небесные, лишившись лучезарного сияния, оденутся как бы погребальным покровом.

Падение с неба звезд

Святой Иоанн Златоуст разумеет истинное падение звезд. Другие Отцы Церкви подразумевают только их помрачение, т. е. падение их светл ости. Некоторые полагают, что надо иметь в виду падение комет, сияний, молний и громов и других атмосферных явлений, которые имеют свое рождение в ближайших земных сферах.

Движение сил небесных

На это знамение указывает Сам Господь, говоря: «силы небесные подвигнутся». Златоуст и Феофилакт под силами небесными разумеют седьмой чин Ангельский — Силы небесные. Объятые великим страхом и ужасом, они под­вигнутся, несмотря на самую крепчайшую свою силу и близость к Миродержателю — Богу. Ужас будет так велик, что все Ангелы вострепещут подобно сыну, устрашенному видом своего отца, рассерженного злонравными рабами.

Обновление твари и очищение огнем от скверн человеческих

Как при Ное род человеческий был очищен от греховных мерзостей потопом, так при кончине своей мир воспримет очищение посредством огня. Об этом свидетельствуют:

а) Псалмопевец: Дождем прольет Он на нечестивых горяшие угли, огонь и серу; и палящий ветер — их доля из чаши. Грядет Бог наш; и не в безмолвии: пред Ним огнь поедающий, и вокруг Его сильная буря. Он призывает свыше небо и землю, судит народ Свой. Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы, так погони их бурею Твоей, и вихрем Твоим приведи их в смятение. Пред Ним идет огнь и вокруг попаляет врагов Его. В начале Ты основал землю, и небеса — дело рук Твоих. Они погибнут, а Ты пребудешь; б)  Исайя: Я творю новое небо и новую зем­лю, и прежние уже не будут вспоминаемы;

в)  Даниил: река огненная текла пред Ним;

г)  Евангелист Матфей: небо и земля мимо идет;

д)  Апостол Петр: Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда;

е)  Иоанн Богослов: и видел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.

При очищении огнем погибнет только образ сей твари; существо же пребудет неизменным во веки. Апостол Павел говорит: проходит образ сего мира (1 Кор. 7, 31). Ты обновляешь лицо земли! — восклицает Псалмопевец (Пс. 103, 30).

Отсутствие ожидания конца

«Есть множество мест, где решительно указывается один из несомненных признаков приблизившегося конца мира, это именно: НЕОЖИДАННОСТЬ. При этом данный термин должно понимать не только в смысле «внезапности» часа, а еще более в смысле — ОТСУТСТВИЯ ОЖИДАНИЯ КОНЦА. Послушайте. Люди будут есть, пить, строить и т. д., как перед потопом... Правда, могут сказать, что это относится к грешникам, неверующим... Верно — отчасти... Но не только. Притча о девах говорит, что «задремали» даже и мудрые девы... И потому и другие слова: «не знаете, когда придет», «бодрствуйте, дабы оный час не застал вас спящими» — говорят, что даже и верующим грозит эта опасность. Аналогия с ап. Петром, Иаковом и Иоанном — в саду Гефсиманском: уснули при страшном часе Жени­ха-Господа.

Но даже если допустить, что здесь речь идет собственно о «часе», а не об ином, более общем моменте, если допустить, что заснут юродивые, девы и мир, во зле лежащий, а не ученики («и мудрые» «воздремаша», то есть на какой-то короткий срок и слегка забылись); и тогда несомненно, что вообще-то люди, весь мир не только не будет ждать конца, а перед концом как раз будут утверждать и думать, что водворяются «мир и безопасность» (слова ап. Павла в первом послании к Фессалоникийцам)».


  


Назад к списку