Авторизация

E-mail:
Пароль:
Проект «Закон Божий»

Молитва undefined (часовня)
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Православная библиотека
Каталог православных сайтов
Православный интернет магазин Русский Паломник. Православные книги, фильмы, аудиокниги, песнопения
Православные выставки ярмарки
Официальный сайт Нарвской и Причудской епархии / Narvaeparhia.ee
Православные праздники

баннер Подберезье

и это Подберезье
облачение священника, церковные облачения
 

Официальный сайт Нарвской и Причудской епархии / Narvaeparhia.ee
Официальный сайт Нарвской и Причудской епархии / Narvaeparhia.ee

Кончина мира

После всеобщего, торжественного, открытого, страшного, решительного и последнего суда над людьми, немедленно в тот же день и то же мгновение последует кончина мира, конец на земле благодатнаго царства Христова и, начало царства славы, начало новой, блаженной жизни праведников, и вечной жизни — страдания грешников. После суда последует конец мира, кончина века. Эту истину засвидетельствовал Сам Иисус Христос в Своей притче о семени: «Жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных».

Не нужно понимать под словом конец — уничтожения мира: бытие мира не кончится, мир не уничтожится, но только изменится в соответствии тому, как не уничтожается человек, изменяясь только из тленного в нетленное, из смертного в бессмертное. С изменением человека последует изменение и всего мира, законов природы, последует новое устроение мира, соответственно имеющему настать новому порядку в царстве Христовом. Изменение мира будет произведено огнем, по свидетельству Слова Божия. Так говорит ап. Петр: «А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков...

Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят...Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?».

Господь заключил учение о кончине мира и о своем втором пришествии следующим наставлением и завещанием: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному.

В этих словах Господа, в этом завещании Господа, в этом совете, в этой заповеди Его воспрещается плотская жизнь и излишество в земных занятиях, что все вместе претворяет человека из духовного в плотского и существенного, заставляет забывать вечность и Бога, влечет к впадению во все грехи. В сердце, которое неограждено и не запечатлено памятованием Бога и страхом Божиим, удобно входят все страсти: в него входит неведение Бога. Для людей, проводящих плотскую, греховную жизнь, упоенных, отуманенных ею, наступит пришествие Господа, как сеть. Обымет эта сеть все человечество. Убежать, ускользнуть от сети нет возможности ни для кого.

Ведая это, будете пребывать в постоянном трезвении. Прибегая к Богу учащенными, непрестанными, исполненными умиления и плача молитвами, стяжая и поддерживая в себе царство Божие жительством по воле Божией, мы возможем избавиться от цепей и козней греха и миродержца Божией благодатию и силою. Мы возможем, с благим упованием и духовным просвещением в помиловании и спасении предстать Судии нелицеприятному, имеющему произнести о нас приговор, который решит участь нашу на вечность. Что, действи­тельно, рано или поздно последует кончина века, конец мира, в том удостоверяет нас Божественное Откровение.

Вот свидетельства Слова Божия о действительности конца мира. В Ветхом Завете пророк и Царь Давид о конце мира так писал: «В начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса — дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся.

Как благоприятно соответствовала природа состоянию душ первых человеков до их падения, так стала неблагоприятно она соответствовать человеку по падении: Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде... Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне, т. е. вследствие падения человека вся тварь невольно покорилась работе истления и совоздыхает и соболезнует с нами, чего с природою не было до падения прароди­телей. Тогда, т. е. до падения прародителей, по словам ап. Павла и книги Бытия, видно, что творение было «добро зело», что во всем творении духовном и чувственном царствовал мир, т. е. согласие, союз, гармония, радость и блаженство. Следовательно, все созданное Богом, было в единении, союзе, взаимном отношении и общении со своим Творцом — Богом и между собою. Все было в мире и согласии, пока не нарушил их сам человек, царь природы. С падением человека расстроился союз всего создания и из мирного согласия последовало враждебное восстание, посеянное в творении Божием врагом мира и любви.

Так точно должна природа соответствовать и новому духовному человеку. Весь видимый, вещественный мир, во зле лежа­щий, должен очиститься от гибельных следствий человеческого греха и обновиться в соответствие обновленному человеку: «сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих». Обновление мира совершится в последний час посредством огня, так что на новом небе и на новой земле не останется уже ничего греховного, а будет жить одна правда. За изменением человека немедленно последует и изменение природы, и будет тогда новая земля, и новое небо, по свидетельству Самого Творца неба и земли, их создавшего и их могущего изменить по их назначению: Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Матф. 5, 18)... «Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века». Из всех слов Самого Господа Иисуса Христа видно, что небо и земля нынешние только прейдут, не уничтожатся, а по словам Давида, как старая одежда, изменяется в новую, что подтверждает и ап. Петр, говоря: «Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда».

И Иоанн Богослов действительно видел в Откровении небо новое и землю новую: «ибо прежнее небо и прежняя земля миновали».

Точно так же учили о конце мира и все учителя Церкви. Св. Ириней: не сущность и не вещество творения упразднятся (ибо истинен и силен Тот, Кто устроил его), но преходит образ мира сего, т. е. то, в чем произошло расстройство... Когда же прейдет в тот образ и человек обновится и восстанет для нетления, тогда явится новое небо и новая земля.

Св. Кирилл Иерусалимский: Придет с небес Господь наш Иисус Христос, придет со славою при скончании мира этого в последний день. Ибо будет скончание мира этого, и сотворенный мир этот обновится. Поскольку «клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием»; то, чтоб это чудное обиталище тварей не осталось навсегда исполненным беззакония, прейдет мир этот, чтобы снова явиться лучшим.

 И хочешь ли иметь доказательство тому из слов Писания? Выслушай что го­ворит Исайя: «И истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист — со смоковницы». Свернет Господь небеса не для того, что­бы истребить их, но чтобы опять явить их в лучшем виде. Выслушай слова пророка Давида: «в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь». Но, скажет кто-нибудь, почему же он говорит ясно: погибнут? Это видно из последующего «и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся»'". Ибо как о человеке говорится, что он погибает, как то сказано: Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу, между тем. как он ожидает Воскресения, так равно ожидаем некоторого Воскресения и небу».

Св. Василий Великий: Предвозвещением догматов о скончании и изменении мира служит и то, что предано нам теперь кратко в самых начатках богодухоновеннаго учения: «в начале сотворил Бог...» Начавшееся со временем по всей необходимости и окончится со временем. Если иметь начало временное, то не сомневайся о конце... Но они (ученые язычники) не нашли одного из всех способа, как уразуметь Бога, Творца вселенной и праведного Судию, воздающего каждому достойно по делам, и как вместить в уме, вытекающую из понятия о суде, мысль о скончании, потому что миру необходимо измениться, если и состояние душ перейдет в другой род жизни. Ибо как настоящая жизнь имеет качества, сродные этому миру, так и будущее существование наших душ получит жребий, свойственный своему состоянию.

Блаж. Иероним: «Ясно показывается, что кончина и погибель мира означает не обращение его в ничто, но изменение в лучшее. Равным образом и то, что написано в другом месте: «И свет луны будет, как свет солнца», зна­чит не погибель прежнего, но изменение в лучшее. Размыслим о сказанном: преходит образ, а не существа. То же выражает и св. Петр: «Не сказал: узрим иные небеса и иную землю, но прежние и древние измененными на луч­шие».

История бытия мира представляет три великие периода. Из рук Творца — источника любви, все вышло, по собственному Его свидетельству, «доброе зело», т. е. совершенно и прекрасно настолько, насколько было нужно на первый раз. Если бы было все созданное не совершенно и не прекрасно, то в чем же бы и состояло то расстройство по падении прародителей? В творении Божием мы видим дивный порядок всех вещей и гармоничеекое устройство каждой вещи. Каждая вещь назначена к высшему или низшему служению в царстве природы. В царстве природы, подобно как в доме мудрого и благоразумного владыки, все устроено и благообразно и по чину, т. е. низшее непосредственно служит высшему, как ему подчиненное.

Существа неорганические преимущественно служат органическим, а эти — чувствующим, а чувствующие — разумным; эти же последние назначены для торжественного, непосредственного и видимого служения Богу, Которому и все служит непосредственно. Жизнь всему миру дает Дух Святый, без Которого все мертво: следовательно в творении Божием главная составная часть творения есть духовно-нравственный мир, от состояния которого зависит и состояние мира жизнического. Так и было при начале, тотчас по сотворении. Единство и согласие в целом творении — все «добро зело». Все было подчинено человеку, существу духовно-нравственному; все работало ему, и природа физическая согласовалась с природой духовно-нравственной. Тогда земля и небо, т. е. атмосфера и все ее явления, были в благоприятных отношениях с человеком.

Повреждение произошло в природе духовно-нравственной и последствия этого отозвались немедленно и во всем творении, во всей видимой физической природе. Единомыслие рушилось, гармония распалась, все пришло в состо­яние чуждое любви, все восстало преимущественно на виновника злополучия — человека, от которого, так сказать, как бы яд разлился по всему миру, изменив его блаженное состояние на состояние, находящееся под гневом Божиим. Ныне весь мир лежит во зле, как свидетельствует слово Божие, что случилось по падении прародителей: следовательно, до падения в нравственном мире, мир не лежал во зле, а в нем жила правда. Слово Божие открывает нам три периода бытия мира:

1) до падения;

2) по падении и

3) по восстановлении.

Первое состояние мира, или первый период его бытия носят характер, высказанный Самим Богом, что все добро зело. Во исполнении закона, как естественного назначения твари, заключалось ее блаженство. Нарушение же закона поставляло тварь в состояние ей неестественное, следовательно противоположенное блаженству. По воле Творца-Бога, все служило друг другу, все зависело друг от друга и во взаимном отношении заключалось блаженство и целого и частей, кроме любви и исполнения закона ничего не было. Все стремились исполнить свое назначение, и в этом-то стремлении заключается жизнь и блаженство. Несогласия не могло быть, потому что он противоречит словам Божиим, что «все добро зело».

Бог-Творец среди Своего творения. Духовно-нравственный мир и физический должны исполнить свое назначение, взаимно действуя, один на другой, как составляющие одно многосложное целое. Закон действия определен — исполнение воли Создавшего, достижение цели своего назначения, стремление к совершенству.

Представители дел Божиих или всего Его творения существа духовно-нравственные — духи, души. Ангелы и люди — семейство одного Отца, царство одного Царя, живут и созданы для одной цели, имея один и тот же закон и одну природу. Единомыслие соединяло ангелов и прародителей, имело соединить и все человечество, если бы не последовало падение. Человек, таинственно соединенный из души и тела, составил решительно одно целое; и душа и тело взаимно действовали друг на друга радостотворно. Эта истина открывается сама собою из настоящего состояния человека, в котором дух восстает на тело и тело на дух, и по слову Иисуса Христа: «дух бодр, плоть же немощна» (Матф. 26, 41); это естественно нынешнему состоянию мира и человека, следовательно, это не естественно было первому состоянию мира и человека, когда все было добро зело.

 Если еще и ныне разительно замечается союз, гармония или как бы сочувствие природы видимой и невидимой, нравственной и физической между собою, взаимное отношение и взаимное влияние одной природы на другую, как же не допустить радостотворного, взаимного действия этих природ между собою до появления на земле зла, — если теперь, когда все воздыхает, болезнует, мы видим отношение благоприятное светлой, солнечной погоды на духовное состояние человека, а вместе с тем и на его видимую природу — тело.

 При солнечной погоде, говорят, и на душе как-то веселее, отраднее; а вместе с тем с живостью духа и тело приходит в особое деятельное состояние; что-то радостное отражается и в душе и на теле. И наоборот, пасмурная, туманная, дождливая погода производит и на душу и на тело человека противное действие: на душу что-то грустное, тоскливое, располагающее и тело к бездействию. Хорошая погода благоприятно, радостотворно действует на весь организм человека, на душу и тело; худая же производит в организме человека действие противное: на душе грусть и в теле изнеможение.

И больные и здоровые против воли, желания, сочувствуют состоянию погоды, атмосферы. Пресыщенное тело препятствует деятельности духа, а веселое расположение духа производит в теле охоту и ревность к труду, так что самая внешняя деятельность растворяется какой-то неизъяснимой радостью. Таким образом, из настоящего состояния мира и человека мы безошибочно заключаем; опираясь еще на свидетельство Божия Откровения, что в первый период бытия мира — «все добро зело», заключаем о дивной гармонии частей всего творения Божия, при котором только и было возможно блаженство.

Итак, назначение всего созданного Богом, имеющего своим венцом человека, назначение — блаженство, стремление к совершенству, вечная жизнь. А где вечная жизнь? В царстве Бога, Господа Иисуса Христа, жизнь во всем Его творении, жизнь в раю на земле, где все дышет согласием, блаженством; где все служит с любовью и радостью друг к другу, где небо и земля, т. е. земля со своей атмосферой — небом, в союзе и гармонии с духовно-нравственным миром (с прародителями), или физическая природа в союзе с духовной природой, как в человеке тело с душею. Это есть первый период бытия мира в его невинном, безгрешном, блаженном состоянии с характерным или отличительным его свойством, Самим Господом засвидетельствованным: «все добро зело». В понятии «добра» нет понятия «зла». Но долго ли продолжался первый период бытия мира, т. е. его блаженного состояния и какова была мера и степень блаженства? Слово Божие это­го не открыло, за нарушением закона Божия, закона нравственного не последовало уничтожение виновных и мира, но праведнейшее наказание. Последовало наказание, а не уничтожение имеющаго существовать вечно. Наказание не есть уничтожение, прекращение бытия.

Из характера же второго периода открывается только то, что блаженство первого периода потеряно, и зло, которого совершенно в первом периоде не было, теперь в мире господствует уже так, что и самое добро не остается без примеси зла. «Весь мир во зле лежит». Вот характер или отличительное свойство второго периода бытия мира. С падением прародителей тотчас же изменилась в свойствах вся видимая природа:

1) тело собственно восстало на дух;

2) земля изменила свое плодородие, а с изменением свойств земли, подвергнувшейся не благословению, а проклятию, изменилась и атмосфера: изменились небо и земля, звери вооружились на прежде бывшаго своего царя. Второе состояние мира, или второй период его бытия, имеет тоже свой отличительный характер, противоположный первому и тоже высказанный в Св. Писании: «весь мир во зле лежит».

Однажды данная миру жизнь не отнята, но жизнь с блаженством или блаженная жизнь изменилась в жизнь плача и скорби. То, что составляло блаженство, отнято за нарушение закона так точно, как часто, своевольно разрушая здоровье, мы впадаем в болезнь. Духовно-нравственная и физическая природа человека тесно соединились одна с другою, составив одухотворенную плоть или воплотившийся дух.

Теперь же не так как прежде: теперь, по словам апостола Павла, восстали части человека одна на другую; дух воюет на плоть, а плоть на дух, и человек часто не то творит, что хочет, но то, что ненавидит, исполняя волю, желание тела и порабощая ему дух. Как две природы в человеке взаимно действуют одна на другую, то и физический мир в союзе гармонии и во взаимном отношении с духовно-нравственным миром, т. е. с его существами, как оживотворяемые одним и тем же Духом Святым, дающим жизнь всему миру. Изменения в нравственном мире не оставались бы без отношения к миру видимому — физическому.

Во время страдания Богочеловека земля потряслась, завеса церковная разодралась на двое, камни распались, солнце померкло, воскресли многие умершие. Расстройство нравственного мира дошло до своего предела и отразилось в видимой, физической природе, во всемирном потопе, по свидетельству Слова Божия падением прародителей начался второй период бытия мира, расстройством в нравственном мире (непослушанием Богу-Творцу), а затем все стали более и более следовать изменения и в физической природе, которые окончательно довершились во всемирном событии — потопе, окончательно изменившем и землю и небо, т. е. атмосферу.

После потопа прежних неба и земли не стало: вода изменила землю, а земля всегда находится в соотношении с атмосферой; следовательно, последовало и изменение неба — атмосферы; и явились по слову апостола, «нынеш­ние небеса и земля» — состояния мира во зле лежащего, чуждого правды, о которых уже нельзя сказать, что нынешние небо и земля «добро зело», ибо земля лишена благословения — проклята, а с землей все воздушные стихии враждуют. Значительно сократилась, против первого периода, жизнь человеческая, и ухудшились самые условия жизни. Это второй период бытия мира, в котором измененные небо (атмосфера) и земля, называемые ап. Павлом нынешними; этим самым названием уже подтверждается, что небо и земля настоящего времени уже не те, которые были до потопа.

Слово «нынешние» со ответствуют настоящему времени, следовательно для будущего времени или для выражения имеющего быть преобразованного мира находим слово «новые» и небо и земля по свидетельству апостолов Иоанна и Петра. И наконец, наступит третье состояние мира, или третий период бытия мира сего, где все новое: и человек, и небо, и земля и где живет только правда, по свидетельству ап. Петра. Итак, в третьем периоде бытия опять будут и новое небо и новая земля, следовательно, отличные от настоящих. Нынешние небо и земля не уничтожаются, но изменяются в новые посредством огня, как первый период бытия мира и человека уступил второму посредством воды.

Как золото очищается от посторонних примесей огнем, так и миру (небу и земле, т. е. земле с ее атмосферой) должно очиститься от зла, в котором лежат, посредством огня, по апостольскому свидетельству. Тогда опять для нового, обновленного человека будут и новое небо и новая земля, в которых живет одна только правда, и к восстановленным миру и человеку опять уже можно будет отнести слово «добро зело».

Когда кончится настоящий век и последует воскресение мертвых, тотчас наступит другой век, начнется новая жизнь.

Но что это будет за жизнь? Неужели опять та же житейская суета, как и теперь? Неужели опять заботы о пище, об одежде, о жилище? Нет, нет! — Вся суета нынешнего века кончится с нынешним веком. Там не потребуется ни пищи, ни одежды, ни жилища. Там ожидают нас не труды, а воздаяние. Вот потому-то и жизнь будущая будет не одинакова, для одних — блаженна, а для других — мучительна. Иначе и быть не может. За хорошим всегда и следует хорошее, а за худым — худое. Этой-то будущей жизни, мы и ожидаем и уверены, что скоро или не скоро, но эта жизнь, жизнь будущего века, откроется непременно. Ког­да она откроется, этого мы не знаем, однако, мы должны непрестанно помышлять о ней и готовиться к ней.

Итак, что же это за жизнь будущего века? Это собственно жизнь праведных, жизнь блаженная. Ибо будущая жизнь грешников не называется в Писанию жизнью, а называется вечной мукой. Эта будущая жизнь есть блаженство, для которого мы все созданы и которого мы теперь и вообразить не можем, то блаженство, которыми наслаждается Сам Господь наш Иисус Христос. О, какое высочайшее блаженство! Там не будет ни плача, ни вопля, ни болезни (Откр. 21, 4), ни печали, ни воздыхания (Ис. 51, 11). Мы не можем вообразить на земле те великие блага, которые уготовал Бог праведным на небе! «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».

Итак, блаженство праведных будет состоять в том, что они будут жить с Богом, не будут знать ни болезней, ни земных попечений, ни смерти. Там они будут вечно наслаждаться всеми благами. И все это потому, что они тогда узрят Бога, как говорит апостол, яко же есть, увидят Его лицом к лицу (Ин. 3, 2). А при взоре на Господа Бога все наши желания будут так удовлетворены, что нам уже нечего будет больше и желать. «А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим», — говорит святой Пророк Давид Богу. «Теперь, Господи, — как бы так говорит он, — при всех земных благах, все-таки чего-то недостает у меня, а тогда по смерти, когда увижу Тебя, Создателя моего, лицом к лицу, тогда непременно успокоюсь, и буду доволен своим бытием; насыщусь явившейся славой Твоей».

Приятно смотреть на восходящее солнце, приятно детям видеть лицо родителя, но несравненно приятнее и восхитительнее видеть лицо Господа Искупителя. Вот радость, вот блаженство невообразимое!

Находясь непрестанно с Господом, праведные души будут вместе с тем находиться и с Его святыми ангелами и со всеми святыми.

И это блаженство будет продолжаться не год, сто, или тысячу лет, но будет продолжаться всегда вечно.

Но степени блаженства будут не одинаковые, а разные. Посмотрите на небо, сколько на небе светил небесных! Не менее их уготовано и обителей для верующих в Бога. Но все ли светила небесные одинаково сияют? Нет. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; как светила небесные не одинаково светят, одни более, другие менее, так и обители небесные не одинакового достоинства, одни больше, а другие меньше светилы.

О, если бы Господь сподобил нас, хотя последней Своей обители. И то было бы гораздо лучше, чем там — где будут грешники. Но, говорит ли о той муке, которая ожидает грешников на том свете? О, если бы не было этой муки! А лучше, если бы не было грешников. Ведь и муку-то приготовляют себе сами грешники. Кто они? это те же христиане, но живущие не по-христиански. Все они, если не по­каются, преданы будут вечному мучению. И идут они, то есть грешники, в муку вечную. Вечная мука! страшно подумать... Но кто же виноват? Не сами ли мы, грешники?

Состояние грешных в будущей жизни будет совершенно противоположно состоянию праведных. В одном только они сходны между собой, в том, что то и другое состояние будет продолжаться вечно, никогда не прекратится. Как праведные в будущей жизни вечной будут жить с Богом и Его святыми Ангелами, так и грешники будут вечно жить, но только с диаволом и подчиненными ему духами злобы.

Не за все грехи одинаково наказывает Бог; но есть многие и различные наказания, смотря по времени, по лицам, по достоинствам, по разуму и по многим другим обстоятельствам. Так, те, которые живут в роскоши и грехах, получат жесточайшее наказание, как видно из притчи о богаче и Лазаре. Увеличивается еще тяжесть греха и от места, на что Сам Христос указывает: между церковью и алтарем (Матф. 23, 35). И от качества самых преступлений: Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден. Также от лица: если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем?

Подобным образом, если кто превосходит своей беспечностью самых худших людей, когда кто-либо не исправляется даже примерами других, когда кто пользуется особенным промышлением. Не все за одни и те же грехи получают равное наказание. И мы, если не воспользуемся долготерпением Божиим, подвергнемся большему наказанию. Это подтверждает апостол Павел: Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога.

«В заключение следует сказать, что бояться надо не только последнего Страшного суда Божия, но и частного Его суда, висящего над каждым из нас. На протяжении истории этот частный Божий суд постигал, как отдельных греш­ников, так и отдельные города и даже целые государства, когда люди совращались на путь порока. Яркие примеры этому — всемирный потоп, гибель городов Содома и Гоморры, многократное разорение Израиля, падение древней Ассирии и Вавилона, сожжение развратной Помпеи, крушение Римской империи и других могущественных государств. Не избежали суда Божия и такие христианские государства, как Византийская и Российская империи, когда они отступили от чистоты веры. Так, всюду, где образуется нравственный труп, «там соберутся и орлы», — постигнет праведная кара.

Чтобы предостеречь нас от нравственного разложения и побудить гореть духом, Спаситель милостиво предупреждает нас: «Будьте готовы, ибо в который час не ожидаете, придет Сын Человеческий». Поэтому будем внимательными к своему духовному состоянию. Позаботимся, чтобы ярко горел в нас светильник веры и чтобы одежда нашей души сохранилась чистой. Тогда пришествие Христа на землю будет для нас желанным событием, когда Бог положит конец всем преступлениям и в обновленном мире воцарится вечная Божия Правда».



  


Назад к списку